Месяц в сети. Выводы и рекомендации.

7Преподаватели естественных наук осваивают современные технологи работы, позволяющие им быть успешными в новых обстоятельствах.

26–29 апреля педагоги приняли участие в Московском международном салоне образования, который в этом году состоялся в онлайн-формате.

В рамках Салона команда ведущих издательств учебной литературы – «Просвещение», «Бином. Лаборатория знаний», корпорация «Российский учебник», компания «Право Просвещение» (юридический консалтинг) – подготовила и провела насыщенную онлайн-программу.

Ответы на очень важные вопросы педагоги получили на вебинаре «Проблема успеваемости и неуспешности в школьном образовании»,  модератор – Сацевич Сергей Вильевич, кандидат педагогических наук, руководитель Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение».

2

Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук; и Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук на вебинаре,  осветили как изменение средовых обстоятельств (например, дистанционное обучение), изменение предъявляемых к учащимся требований (снижение объема помощи, повышение уровня сложности и пр.) иногда приводит к скрытой отрицательной динамике при внешнем благополучии (сохранении отметок «4» и «5»); подсказали пути преодоления возникающих в современном образовании трудностей.

Следующий вебинар «Удалённое обучение предмету: организация и контроль успешности (на примере биологии)» провел  Скворцов Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана Педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, Почётный работник общего образования РФ.

3

Сначала разговор шел о трудностях, с которыми столкнулись все педагоги России:

  • подготовка онлайн-занятия требует колоссального времени по отбору, анализу и редакции даже «готового» материала; тестовая проверка знаний по многим предметам малоэффективна, значит, нужно читать сканированные письменные работы с экрана, создавать оценочные критерии;
  • отсутствие нормального визуального контакта между учителем и учащимися, между самими учащимися во время решения сложного задания, как следствие, невозможность деликатно помочь при затруднениях;
  • обучение онлайн должно готовиться планомерно, вдумчиво, кропотливо и с ясным пониманием конечного результат;
  • стресс от борьбы с техникой, попыток сделать онлайн-занятие не менее эффективным, чем в классе, интенсивные поиски лучших форм работы.

Эти трудности забирают столько сил и энергии, сколько никакой урок никогда не сможет забрать.

Для успешного решения многих из таких проблем был создан ресурс: «Моя школа online» — образовательный проект Министерства просвещения и Общественного телевидения России в помощь школьникам, которым предстоит сдавать экзамены в этом году. Лучшие педагоги России, используя самые передовые знания и методы преподавания, проведут уроки в эфире канала ОТР.

Очень подробно Павел Михайлович рассказал о возможностях ресурсов: Московская электронная школа. Библиотека МЭШ и Тестовых систем на on-line ресурсах.

Среди главных особенностей удалённого обучения выделены следующие:

  • формат «20 минут на всё» необычен, но очень подходит к «клиповому» мышлению современных учащихся, нужно только научиться постоянно «подгружать» информацию небольшими порциями;
  • домашнее задание должно стать «ёмким», например, найти ответ на вопрос и подтвердить его ссылкой на текст параграфа/видеофрагмент/рисунок и тп.;
  • проверочные/контрольные материалы предполагают многократные попытки (не менее трёх), из которых засчитывается лучший, а в статистику попадают все, чтобы учителю увидеть динамику успеха.

Инструменты удалённого обучения многочисленны и не нужно пытаться использовать их все. Желательно выбрать подходящие для себя. В этом случае успех будет обеспечен.

4 5 6